28.03  29.03  30.03  31.03  01.04  02.04  03.04  04.04 
Главная  > Новости > Подвиг души Полины Шакало

Подвиг души Полины Шакало

29 Ноября 2012

Творчество Полины Шакало – не то яркое и беззаботное искусство, которое все чаще видим мы сейчас. Ее полотна - невыдуманная история боли и горя, выпавших на долю детей войны: голод и нужда, царившие вокруг, не вернувшиеся с войны родные, страдания и тоска матерей... Эта школа жизни, которую, к счастью, не выпало пройти нам, счастливым в своем неведении и не знавшим горечи утрат.

"Я свою жизнь писала такой, какой она была"

Очень много полотен Полины Шакало связано с родителями. Жизнь отца, час победы, конец войны - все герои жизненные. Когда в послевоенные годы Полина Шакало приехала на родину, там уже установили стелу с именами родственников. Там был  и брат родной, и двоюродные. И по возвращении она написала знаменитый автопортрет. Написала сразу, как вернулась.

Автопортрет. Полина Шакало

Отец - инвалид войны, мама умерла молодой из-за боли потери своих детей, погибших на войне, брат Илья, ушедший на войну и до сих пор в пропавших без вести… Но была и другая жизнь - простые и открытые люди села Николаевки на Днепропетровщине, рассказы о запорожских временах, колоритная украинская природа… Два раза в год все женщины расписывали печи и потолки в хатах - к Пасхе и на Новый год. Рисовали все подряд – сушеные ягоды, птиц, цветы… Краски были натуральные, всего нескольких цветов, но их смешивали, разбавляли, и получалась настоящая настенная живопись. Полина рано начала рисовать, к тому же старший брат Илья подавал пример – он обладал удивительным художественным талантом и даже получил приглашение учиться в Киев… Но так и не сбылось… Когда Полине было 4 года, он ушел на войну и пропал без вести в мае 44-го.

Когда кончилась война, еще не будучи совершеннолетней, Полина приехала на заработки в Днепропетровск. И весной, идя с работы, она увидела рисующих студентов в парке. Эта встреча и желание воплотить в жизнь мечту брата определили ее дальнейшую судьбу.

"Тогда я еще не знала, что можно рисовать с натуры. Я думала, что посмотрю, запомню, а потом по памяти нарисую. Я ходила и смотрела на них. А потом познакомилась с одной девушкой, Нелей Дробышевской, и та попросила принести свои работы. И когда она их увидела, отвела меня во дворец культуры при заводе им.Кирова, где меня взяли в художественную студию".

Не в бровь, а в глаз

Анализ формы, 1993. Полина Шакало"На второй день руководитель кружка Иван Емельянович Данилец, ничего не объясняя, сразу же посадил меня рисовать. Натура – гипсовый глаз Давида. Все сидели вокруг, а я села в стороне, посмотрела, запомнила и стала рисовать. Тогда еще я представления не имела о перспективе, объеме и рисовала его в фас. Тогда-то руководитель и объяснил: вот если кружку с ручкой повернуть в фас, то ручки не будет видно, а повернешь в профиль – будет".

Быстро уяснив свой первый урок, будущая народная художница Украины за два месяца сделала очень много рисунков. И они были настолько хороши, что руководитель предложил не теряя времени поступать в училище в тот же год. Отобрали в папку несколько натюрмортов, пейзажей, композиций и стали готовиться к экзаменам.

"Я увидела скульптуры – и у меня подкосились ноги"

Придя в училище, первое, что увидела Полина – "Давида" и "Раба" Микеланджело. И будущее было решено – скульптура. "У тебя такая живопись, а ты на скульптуру хочешь", - удивился Павел Павлович Орлов. И если бы Полина решила поступать на живопись, то все было бы легко. Но на отделении скульптуры был огромный конкурс - десять человек на место, и ограниченное количество мест: четыре для детдомовцев, два - 10-классникам, одно место для профсоюза. Нужно было отобрать семь человек, а конкурс прошли девять – дополнительно Полина и еще один молодой художник.

И здесь вновь помогло провидение и участие наставника: "Как хотите, но их нужно брать". И, минуя все правила, им сказали: вам неделя, ставим постановку – рисунок, живопись и скульптура – какие оценки заслужите, так и будет. Их работы стали лучшими. "Нас приняли. На неделю позже мне выдали студенческий билет, потому что решалась судьба". И она действительно благоволила юному таланту – преподаватели скульптуры жили рядом с учебным корпусом, и все пять лет Полина непрестанно училась у них: Алексей Жирадков (скульптор), ученик Репина Михаил Панин (живописец), Борис Свердлов (графика) и преподаватель из Петербурга Елена Беляева.

Художник и время, 1983. (Левая часть триптиха)Еще на первом курсе Полина стала обладательницей первой областной премии и в награду поехала в Киев: "Я побывала в музеях, институте, художественной школе, в которой хотел учиться мой брат. Мне очень хотелось быть именно там, но судьба так сложилась, что я осталась в Днепропетровске…". Именно в училище, которое художница впоследствии с отличием закончила, она встретила своего будущего мужа, художника Николая Несвитайло из Мариуполя. И незаметно началась взрослая жизнь: родилась дочь, потом сын, переезды с квартиры на квартиру… А когда молодая мама начала формовать гипс в большом объеме, оказалось, что скульптурой заниматься она не может из-за аллергии на сыпучие. Но и эту потерю несбывшейся мечты сильный дух Полины и желание творить преодолели - понемногу она начала писать картины. Не для показа - для души…

Неслучайная случайность

Шло время. Полина преподавала в школе, а Николай поступил в тогда еще Ленинградскую академию художеств, ведь нужно было работать, а заочно можно было учиться только там.

"Муж учился на искусствоведческом, и я училась вместе с ним. Мы изучали художников мира, и мне это многое дало. Нельзя изучать только техническую сторону, техника меняется - я и сама многое изменила… Но когда познаешь суть, это дает совсем иную глубину понимания. Это все не проходит мимо. И нет ничего страшного в изучении чужих культур, мексиканкой ты не станешь, все равно несешь свои корни, воспитание своих родителей, семью..."

Николай Несвитайло и Полина ШакалоНиколай Несвитайло защитил монографию о художнике Викторе Михайловиче Арнаутовом, бывшем белогвардейце, уехавшем в США и помогавшем Советскому Союзу. Он работал с такими художниками как Хосе Клементе Ороско, Хосе Давид Альфаро Сикейрас (Мексика)... И когда Арнаутов вернулся жить в Мариуполь, Николай Несвитайло познакомился с ним. И однажды, будучи в гостях у Нецветайло-Шакало, Виктор случайно увидел работы Полины и сказал Николаю: "На твоей совести, чтоб она работала. Если ты лишишь ее возможности творить, ты просто убъешь художника".

И постепенно полотна Полины Шакало стали участвовать в выставках – донецких, киевских, всесоюзных. Все первые работы посвящены пережитому – родителям, детству, семье… "Может, это было наивно, но я не знала ничего другого". Но к работам был интерес - они попадали в музеи, иногда их покупали. Параллельно Полина Шакало преподавала и занималась детским творчеством. Два раза в год проводила всесоюзные выставки работ… А ведь это колоссальный труд, которым мало кто хотел заниматься – просмотреть, обрезать, выставить… "Очень много времени уходило на это, но я понимала, как это важно для детей - показать им путь".

Как в Донецке появилось художественное училище

Понимая, как важно дать детям  творить, Полина Антоновна неоднократно выступала на съездах, чтобы в каждом районе была художественная школа, и чтобы было художественное училище. Но ответ был прост: да зачем? В Днепропетровске есть, в Ворошиловграде есть, а Донецк – промышленный город.

"Как-то меня пригласили преподавать в торговый техникум, чтобы в торговле были художники-оформители. У меня было два выпуска, и многие пошли поступать в художественный институт, а не в торговый. Получилось, что мы художников выпускали в торговом техникуме", - смеясь, вспоминает Полина Антоновна.

После такого директор торгового техникума даже просил в министерстве изменить программу, поняв, как много молодых людей стремится рисовать. И тогда-то и было принято решение организовать художественное училище в Донецке: "И когда в следующий раз приехал председатель всесоюзной комиссии по эстетическому воспитанию Борис Михайлович Неменский (народный художник РСФСР, академик, автор знаменитых военных картин "Мать", "Дыхание весны", "Безымянная высота"), я уже конкретно с ним поговорила. Он взял наши документы и сам пошел к Щербицкому на прием. Щербицкий подписывает, что училище в Донецке должно быть".

Так настойчивость Полины Антоновны и участие Бориса Михайловича заложили фундамент для будущих поколений - в 1978 году в Донецке появилось Донецкое художественное училище.

Жизнь ради других

Май, 1978. Полина ШакалоНа конкурсе "Подводные фантазии" в Донецке, итоговая выставка которого состоялась в Донецке с 9 по 15 марта 2012 года (бул.Пушкина, 28), художница уже 20-й год является председателем жюри. Полина Антоновна много времени и внимания отдает растущим, только проявляющимся талантам: "Иногда поражаешься, какие работы рисуют дети. Они такие маленькие еще, а уже серьезные темы поднимают, да еще и техника хорошая. Сейчас время такое, когда им есть что посмотреть и где поучиться – они и в интернете смотрят, и по ТВ, и вокруг много интересного происходит… Поразительно, что у маленького человека уже есть знания и сформированные идеи".

На выставку "Православная моя Украина", где Полина Антоновна также входит в состав жюри, в этом году было подано более шести сотен работ, каждую из которых нужно было не только посмотреть, но и вникнуть. А иначе Полина Шакало не умеет - к любому делу она подходит с чувством, с душой: "Изобразительное искусство – очень тяжелое. Очень большую школу нужно проходить, в те времена: школа, училище, потом шесть лет института – полжизни уходит на обучение. И это все своими руками нужно делать, тут ведь ничего не возьмешь готового. Мало того, что просто сделать, нужно ведь еще и подумать, переварить это в себе. Поэтому, наверное, не очень много таких одержимых искусством, чтобы всю свою жизнь отдать творчеству".

Флора (Марийка), 2005. Полина ШакалоЗамечательная светлая художница, которой в этом году исполнилось 75 лет, во многом может быть примером для нынешних и будущих поколений. Труд, любовь и сильное желание творить вели ее по долгой и нелегкой жизни, оставив колоссальное художественное наследие. Многие ее работы осели в музеях и частных коллекциях. Леониду Кучме, например, приглянулась ее украинка на полотне "Флора", а Виктору Януковичу – триптих "Каменные бабы в степи".

Неслучайно ее называют донецкой "берегиней". Более 40 лет жертвенного труда и настойчивости в тяжелых условиях, благодаря ей появились художественные студии в области, художественное училище в Донецке, созданы серии тематических картин, портретов, натюрмортов и пейзажей, где каждое полотно – искренний отклик на реальную жизнь. Прошли годы, а Полина Антоновна пишет и сегодня – теперь это уже не война и шахтеры, а красивые лошади на зеленых лугах. 

"Сейчас я молодежи просто завидую, - задумчиво говорит художница. - Они смотрят в совсем другую сторону, они раскованные, многое знают, грамотные. Они свои чувства выливают, но это не то, что пережито. Если раньше было более привязано к реальным событиям, то сейчас интерес к краскам, материалам, более эстетический - к формальному искусству. Нет такой нагрузки на душу. Мы без горя не могли. А сейчас может и хорошо, что они просто видят красоту…"

Как стать художником? Как быть художником? У Полины Антоновны есть свой рецепт: "Трудиться и все. Сердце слушать и любить. Без любви, без преданности никто не заставит сутками нюхать краски и не отходить от холста".

 


Ната Герман
Весь Донецк